27 мая 1794 года императрицей Екатериной II был издан рескрипт об основании города и порта в Хаджибее. Началась подготовительная работа.
22 августа (2 сентября) 1794 г., после молебна и освящения строительных площадок и прибрежной части порта, рабочие вбили две
сваи двух будущих молов - Большого и Малого, положившие начало биографии города. Строительством ведал строительный комитет "Экспедиция по строительству гавани и города".
Начальником будущей гавани был назначен Иосиф Дерибас.
И работа в порту закипела: тысячи землекопов изо дня в день
шагали к морю. За первые два года на песчаной территории образовалась набережная протяженностью 850 погонных саженей (сажень - 2,13 м).
К набережной пристроили две пристани: Адмиральскую для военных судов и Купеческую - для торговых. Начали строительство Большого и Малого, то есть Карантинного и Платоновского мола. Строителем молов
и пристани был подрядчик и купец Автомонов.
Смерть Екатерины II и приход к царствованию Павла I приостановили работы в Одесском порту. И только посланные купцами от имени своего магистрата в дар Павлу I три тысячи оранжевых померанцев (греческие апельсины) смягчили его, и он выделил 250 тысяч рублей на 14 лет.
С 1800 по 1804 год строится набережная в Купеческой гавани, началось строительство Военного мола, что образовало Практическую гавань.
Так в море появилось три мола: Карантинный (420 м), Платоновский (180 м), Военный (370 м). Кстати, можно немного рассказать и об уникальной технологии строительства Карантинной гавани.
Одесский порт долгое время был не обустроен: например, хлеб с подвод перегружался на специальные лодки по 200-300 четвертей каждая, а уже на лодках подвозился к судну, стоящему в Карантинной гавани. С лодок хлеб корзинами подавался на борт.
Привезенное на иностранных кораблях масло в бочонках и вино выгружались упрощенным порядком, то есть бочонки попросту сбрасывали в море, обвязывали канатом и буксировали к берегу.
По мере развития нового одесского морского порта его сооружения перестраивались.
Порт и его гидротехнические объекты развивались так :
Карантинный мол строился с 1795 по 1880 год,
Платоновский - с 1795 по 1877 гг.,
Военный - с 1800 по 1877 год,
Андросовский - с 1842 по 1848,
Потаповский - с 1848 по 1856,
Новый - с 1866 по 1877 год,
Рейдовый (продолжение Карантинного) мол - с 1870 по 1876 год,
Волнолом, или брекватор (с английского - "ломающий воду"), - с 1866 по 1882 год.
В 1865 году город был связан первой железной дорогой с югом Украины, а в 1866 году карантинная железнодорожная ветка соединила одесский торговый порт с транспортной сетью Украины.
В 1895 году завершили строительство нефтемола (1140м).
В честь инженера-полковника Ф. Деволана, первого планировщика Одесского торгового порта и города, одна улица в порту, за Карантинной гаванью, была названа Деволановой.
Гавани Одесского порта :
Карантинная — для судов заграничного плавания, площадь в 51 тыс. кв. саженей и протяжением по береговой линии 980 погонных саженей, с 3 молами и глубиной от 24 до 40 футов;
Новая — протяжением 481 погонная сажень, с 2 молами и с глубиной 26 футов; гаванью между Новым и Военным молами — с глубиной 16-17 футов;
Практическая или Каботажная — протяжением 786 погонных саженей,
с 3 молами и глубиной 16-17 футов; казенной, для судов министерства путей сообщения — протяжением 84,5 погонные сажени;
Нефтяная — протяжением 929,4 погонных саженей, с молом и глубиной 24 фута; с брекватером (волноломом) в 573 сажени, глубиной 16-15 футов, и аванпортом — бассейном в 136 тыс. кв. саженей, с причальной линией в 173 погонные сажени.
Электрическое освещение во всех гаванях и портовой территории, вымощенной и канализированной, с маяками и сигнальными огнями на молах и волноломе, что дает возможность производить работы по выгрузке и погрузке ночью.
Водопровод по всему порту; эстакада Юго-Западных железных дорог с
4 конвейерами и головными трубами, высыпающими зерно прямо в брезенты; рельсовые пути по всем молам; подвижные паровые краны; нефтепровод русского общества пароходства и торговли, переливающий керосин из пароходов в баки станции "Наливная"; особые приспособления для выгрузки каменного угля, русского общества пароходства и торговли и Юго-Западных железных дорог.
3 эллинга: для катеров министерства путей сообщения, товарищества Беллино-Фендерих и русского общества пароходства и торговли, с водной площадью в 7000 кв. саженей и многочисленными механическими мастерскими.
Общество спасания на водах; мареографическая станция; телефон.
Общее протяжение всех портовых набережных, устроенных на бетонных массивах из твердого известняка, с покрытием из гранита, составляет 2921 погонную сажень. Прилегающая к порту территория — 11 5 488 кв. саженей; общая водная площадь порта — до 306900 кв. саженей; площадь крытых помещений — 9 тыс. кв. саженей. Подъездные пути к порту вымощены гранитом на 40465 кв. саженей; рельсовые пути занимают 23133 кв. сажени.
Из жителей порта только 16,4% местных уроженцев; остальные — пришлое население разных мест империи и других стран и частей света.
В 1895 г. пришло в порт паровых судов 3894, парусных — 3789,
барж — 3435; отошло паровых судов 3901, парусных — 3868, барж — 3454. Из них пришло судов дальнего плавания: пароходов русских — 179, в 273 тыс. тонн, иностранных — 1028, в 1525 тонн; парусных русских 1 в 154 тонны, иностранных 69, в 18 тыс. тонн.
Отошло пароходов русских 173, в 266 тыс. тонн, иностранных 1044, в 1549 тыс. тонн; парусных — иностранных 6 6, в 17 тыс. тонн.
Каботажных судов: пришло паровых 1930, в 1047 тыс. тонн, отошло 1929, в 1056 тыс. тонн; парусных пришло 2167, в 120 тыс. тонн, отошло 2257, в 127 тыс. тонн.
Буксирных судов пришло 635, в 47 1/2 тыс. тонн; отошло 642, в 50 1/2 тыс. тонн.
Первое место в приходе судов занимает английский флаг, затем русский, австрийский, итальянский, норвежский, датский, греческий, французский, германский, голландский, турецкий и испанский. Русское общество пароходства и торговли (46 пассажирских, 17 товарных и 12 буксирных пароходов, в 136 тыс. тонн водоизмещения; 5 катеров, 66 железных барж, 6 блокшифов и пр.) поддерживает сообщение по линиям александрийской прямой (Александрия, с заходом в Константинополь, Смирну и Пирей) и александрийской круговой (с заходом в Константинополь, Дарданеллы, Афон, Салоники, Смирну, Хиос, Лимассоль, Ларнаки, Мерсину, Триполи, Бейрут, Яффу, Порт-Саид), в Санкт Петербург и порты Балтийского моря (так называемый "большой каботаж") и по черноморско-болгарской линии.
Между Одессой низовьями pек Днепра и Буга и Аккерманом ходят пароходы нескольких владельцев, между Одессой и днестровскими пристанями — пароходы Баптизманского.
Срочные рейсы между Одессой и Батумом поддерживает российское общество морского, речного, сухопутного страхования и транспортирования кладей и товарных складов, с выдачей ссуд (6 пароходов).
По Черному и Азовскому морям ходят 2 парохода южнорусского общества пароходных сообщений. В том же направлении делают рейсы пароходы и баржи частных владельцев. Из Мариуполя в порты Черного моря доставляют каменный уголь до 20 пароходов; несколько пароходов возят керосин из Батума. Черноморско-дунайское пароходство (10 пароходов с многими баржами) поддерживает сообщение с дунайскими пристанями. Срочное сообщение с дальним Востоком установлено 1 0 пароходами добровольного флота и несколькими иностранными пароходными обществами. Начинает развивать свои рейсы общество азовского пароходства.
Одесский порт — первый в империи порт по размерам отпускной торговли. В начале 40-х годов, по ценности отпуска, Одесса уступала не только Санкт Петербургу., но и Риге; с 1844 г. она превосходит Ригу,
с 1877 г. — Санкт Петербург, но окончательное первенство Одесского порта установлено с 1885 г., а в 1888 г. его отпуск превысил вдвое отпуск Санкт Петербургского порта.
Общий оборот внешней торговли Одесского порта равняется, по таможенным данным (1895 г.), 146 1/2, млн. руб. (без транзита) или
12 2/5 % общего оборота империи, а с транзитом достигает до 14%.
Весь экспорт определяется в 135 млн. пудов, ценностью в 108207 тыс. руб., а с транзитом — в 110 млн. руб. Импорт 22 млн. пудов, ценностью в 38254 тыс. руб., составляет по отношению к экспорту 16 2/7 % или (по ценности, с транзитом) около 9% всего импорта Империи, уступая по размеру лишь одному Петербургскому порту. Главнейшим предметом отпускной торговли Одесского порта являются зерновые продукты и из них пшеница, почему Одесский порт нередко называют "пшеничным городом".
В 1895 г. отпущено пшеницы до 60 1/2 млн. пудов, на 39 млн. руб.; ячменя 25 млн. пудов, на 10 1/2 млн. руб.; ржи 21 млн. пудов, на 11 млн. руб.; кукурузы 11 млн. пудов, на 6 млн. руб.; пшеничной муки 1700 тыс. пудов, на 2182 тыс. руб.; овса 1143 тыс. пудов, на 581 тыс. руб.; гороха 633 тыс. пудов, на 538 тыс. руб. Весь хлебный отпуск достиг 122 млн. пудов, на 70 млн. руб. Из этого количества доставляется к Одесскому порту: Юго-Западными железными дорогами 42,96%, каботажем 45,92%, гужом 11,12%. Кроме того, до 8 млн. пудов хлеба идет на внутреннее потребление и 2700 тыс. пудов отпускается внутрь Империи в виде зерна и муки.
Таким образом, на Одесском хлебном рынке циркулировало до 134 млн. пудов хлеба. Поставщиками хлебных продуктов являются северо-западные части губерний Херсонской, Бессарабской, Подольской, Киевской, Волынской, обслуживаемые Юго-Западными железными дорогами; местности нижнего течения реки Днепр, от города Александровска (губернии Екатеринославская, Херсонская и Таврическая); южная Бессарабия; Прибужье; местности, лежащие по рекам Дунаю и Пруту, в том числе часть Румынии; черноморские порты и окрестности Очакова, доставляющие хлеб путем каботажа и, наконец, местности, удаленные от Одессы на 100-200 верст и доставляющие хлебные грузы по чумацким трактам. Магазины Одессы вмещают до 4 млн. пудов хлеба, элеватор Юго-Западных железных дорог — до 3 млн. пудов. Maximum вывоза хлеба падает на октябрь-ноябрь и весну при начале навигации. Хлебная торговля и экспорт занимают огромное число лиц и предприятий, среди которых есть старинные хлеботорговые фирмы.
Зерновые продукты отпускаются главным образом в Великобританию (52 млн. пудов), Голландию (28 млн. пудов), Германию (17 млн. пудов), Францию (10 млн. пудов), Бельгию (8 млн. пудов), Данию и Италию
(по 5 млн. пудов). Швецию и Норвегию (4800 тыс. пудов); затем следуют Турция и Египет, Португалия, Австро-Венгрия, Испания, Черногория, Восточная Сибирь. Мука отправляется в Турцию, Египет, Великобританию; отруби — в Данию, Германию, Голландию, Великобританию, Бельгию; крупа — во Владивосток.
Из других предметов отпуска вывозится сахара-рафинада 3 млн. пудов, на 8 1/2 млн. руб.; семени льняного, конопляного, рапсового, репного, макового и др. 2832 тыс. пудов, на 1829 тыс. руб.; рыбы соленой, маринованной и копченой 494 тыс. пудов, на 1485 тыс. руб.; шерсти 147 тыс. пудов, на 1256 тыс. руб.; железа всех сортов 477 тыс. пудов, на 985 тыс. руб.; железных изделий 289 тыс. пудов, на 2295 тыс. руб.; бумажных тканей 501 тыс. пудов, на 2 млн. руб.; оружия — 10 тыс. пудов, на 978 тыс. руб.; белья, платья и готовых вещей 5 тыс. пудов, на 826 тыс. руб.; чугунных изделий 130 тыс. пудов, на 783 тыс. руб.; табака в листах и крошеного 26 тыс. пудов, на 626 тыс. руб.; спирта 51 млн. градусов, на 661 тыс. руб.; поделочного дерева (главным образом бочарных клепок) 560 тыс. пудов, на 671 тыс. руб.; сукна 7 1/2 тыс. пудов, на 614 тыс. руб.
т Остальные предметы вывоза не достигают, по ценности, 1/2 млн. руб. Экспорт одесских товаров (кроме хлеба) направляется в Восточную Сибирь и дальнюю Азию (спирт, вино, водка и пиво, сахар, табак, мясо, коровье масло, маргарин, кожевенные изделия, сало, мыло, свечи, рыбий клей, керосин, металлы и металлические изделия, мишура, оружие, шелковые, шерстяные и бумажные материи, сукна, белье и платье, канаты, писчая бумага); Турцию (спирт — 42 тыс. градусов, сахар, табак, скот, овцы, птица, сыр, маргарин, кожи, сало, рыбы, икра, рыбий жир, металлы и металлические изделия, шелк-сырец, канительные изделия, шерстяные, бумажные и льняные материи, канаты, лес); Великобританию (сахар, шерсть, рогатый скот, овцы, кожи, перо, рыбий клей, канаты, лес); Францию (табак, скот, овцы, лошади, птица, кожи, костяная мука, металлы и металлические изделия, лес); Румынию (лошади, кожи, рыба, икра, живые раки, керосин, металлы и металлические изделия, мишура, бумажные и льняные материи, канаты); Голландию и Бельгию (рогатый скот, кожи, птичье перо, лес); Египет (спирт, икра, лошади, шелк-сырец, лес); Германию (кожи, костяная мука, кишки, рога, щетина и конский волос, сушеная кровь, птичье перо); Грецию (спирт, скот, овцы, лошади); Болгарию (спирт, шерсть кожи, сукна); Австро-Венгрию (шерсть, кожи, рыбий жир); Италию (сахар, шерсть, икра); Ост-Индию (мишура, шелк-сырец и шелковые ткани, бумажные и льняные материи); Японию (сахар, керосин); Китай (серебряные изделия, бумажные и льняные материи, писчая бумага).
Привозятся в Одесский порт: хлопок-сырец (1634 тыс. пудов, на 9807 тыс. руб.), железные суда (5 шт., на 2 млн. руб.), железо всякое 1 1/2 млн. пудов, на 1900 тыс. руб.), оливковое масло (119 тыс. пудов, на 1563 тыс. руб.), свежие фрукты (1306 тыс. пудов, на 1541 тыс. руб.), чай (75 тыс. пудов, на 1 1/2 млн. руб.), сельскохозяйственный машины (244 тыс. пудов, на 1399 тыс. руб.), живые и сухие растения (774 тыс. пудов, на 873 тыс. руб.), разные машины и аппараты (126 тыс. пудов, на 798 тыс. руб.), сухие фрукты (922 тыс. пудов, на 772 тыс. руб.), каменный уголь (5857 тыс. пудов, на 646 тыс. руб.), дубильные вещества (671 тыс. пудов, на 677 тыс. руб.), орехи (315 тыс. пудов, на 567 тыс. руб.), пряности (73 тыс. пудов, на 591 тыс. руб.).
Остальной привоз не достигает по ценности 1/2 млн. руб. для каждого предмета. Из балтийских портов доставляется около 2 млн. пудов, на 15 млн. руб. По побережью Черного моря и Днепровско-Бугского лимана, в пределах Одесского уезда, для удобства мореплавателей находятся: 16 маяков, из которых один плавучий, 2 спасательные станции, 6 знаков, 4 огня на брекватере, 4 башни.