В соответствии с требованиями Указа № 727/98 базой налогообложения для начисления единого налога является сумма выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет и/или в кассу за осуществление операций по подаже продукции (товаров, работ, услуг).
Кроме того, п.40 ПБО 25 определено, что другие доходы, возникающие в процессе деятельности, но не связанные с операционной деятельностью предприятия, отображаются в статье *Прочие текущие доходы* финансового отчета малого предпринимательства.
Поскольку возвратная финансовая помощь относится к *Прочим доходам предприятия*, то в Книге учета доходов и расходов эта сумма отображается в графе 5 *Внереализационный доходы и выручка от прочей реализации.*
Таким образом предприятие с целью обложения единым налогом должно учитывать все поступления на расчетный счет и в кассу от продажи продукции (товаров, работ, услуг), суммы внереализационных доходов, а также возвратную финансовую помощь и выручку от прочей реализации.
Однако, согласно Указу № 746/99 *Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства* от 28,06,99 г. базой обложения единым налогом является исключительно сумма выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
Так как получение денежных средств в рамках договора займа (возвратной финансовой помощи) не имеет ни малейшего отношения к поступлениям от продажи продукции (товаров, работ, услуг), то такие средства не попадают в базу обложения единым налогом.
В консультации Директора Департамента налога на прибыль и других налогов и сборов (лбязательных платажей) ГНА Украины, опубликованной в *Вестнике налоговой службы Украины*, 2006 г., № 7, сделан вывод: предприятие обязано включать в базу налогообложения единым налогом фозвратную финансовую помощь (Указ № 727/98).
Согласно же консультации *Бухгалтерской недели* (№30 за 2006 г.) *Сумма поступившего займа не должна отражаться в графе 5 Книги учета доходов и расходов, т.к. не соответствует ни критерию анереализационного дохода, ни выручке от прочей реализации.
В Порядке № 554, которым регламентировано заполнение Книги доходов и расходов, сказано, что в графе 5 отражается сумма финансовой помощи, если она (финпомощь) является безвозвратной. В этом случае – да, у предприятия возникает доход, и его необходимо показать в графе 5 Книги.
Что же касается займа, то он подлежит возврату заимодателю, а значит, не является доходом единоналожника.*
Даже не принимая во внимание приведенные консультации и комментарии, предприниматель оказывается перед дилеммой: какому из приведенных Указов отдать предпочтение, № 727/98 или № 746/99? Степень значимости у этих документов одинакова – Указ против Указа. Если же соотноситься с датой вступления в силу каждого из них, то совершенно очевидно, что если Указ 1998 г. требовал включения возвратной финпомощи в базу налогообложения для единого налога, то Указ 1999 г. напротив, совершенно ясно говорит о том, что возвратная финпомощь доходом предприятия не является и единым налогом, соответственно, не облагается.
Вот только является ли вступление в силу очередного Указа основанием для отмены предыдущего, ему противоречащего – тоже вопрос.
А пока что имеется классический *капкан* для единщиков – при проверке налоговая может сослаться на любой из двух приведенных Указов по собственному выбору.
Ваши комментарии по этому поводу: как без потерь выбраться из этого коварного *капкана*?